13
мая
2021
год
В Югре дан старт проекту школьного инициативного бюджетирования
В Сургутском госуниверситете стартовал информационный семинар и деловая игра по развертыванию школьного инициативного бюджетирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Его главной целью является ознакомление представителей органов управления в сфере образования, педагогической общественности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с основами инициативного бюджетирования, особенностях реализации школьного инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях. Организаторами являются Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с Центром инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России при поддержке Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Спикерами семинара и деловой игры «Маршрутами школьного инициативного бюджетирования» стали руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин и научный сотрудник Нина Филиппова.
В процессе двухдневной работы будет реализован комплекс подготовительных мероприятий по пилотному развертыванию и последующему масштабированию школьного инициативного бюджетирования в Югре. Участники обсудят содержание программы развития школьного инициативного бюджетирования в автономном округе, уточнят роль и место школьного инициативного бюджетирования в системе воспитательной работы общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.
Приветствовали участников ректор Сургутского госуниверситета Сергей Косенок и первый заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Снежана Возняк.
«Я рад, что такая встреча проходит в нашем университете. Важным обстоятельством является то, что команда проекта, о котором мы будем говорить, наши гости – это опытнейшие теоретики и практики реализации школьного бюджетирования и педагогических практик школьного развития. Уверен, что общее представление о том, что такое школьное бюджетирование, есть у каждого из вас. Его суть заключается в том, что в бюджете каждой школы закладывается доля расходов, в отношении которых школьное сообщество самостоятельно принимает решение о запуске разнообразных проектов, нацеленных на улучшение жизнедеятельности», – сказал Сергей Косенок.
Особое внимание слушателей Сергей Михайлович обратил на актуальность и своевременность обсуждения этой темы для педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. «Назову только несколько условий. Первое. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Югры до 2030 года главными приоритетами являются: «умная» экономика, конкурентоспособный человеческий капитал, «здоровая» экология. Реализация названных приоритетов возможна только если население округа и особенно молодое поколение будут владеть инновационным системным мышлением. Формирование такого мышления процесс очень длительный. И начинать его необходимо у детей как можно раньше на основе деятельностного подхода. Второе. В закон «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2020 года введены поправки по вопросам воспитания обучающихся. Воспитание подрастающего поколения становится одним из приоритетов государства. Из закона следует, что в воспитательную деятельность, направленную на развитие личности, входит создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. Есть множество методов реализации данного требования. Среди которых школьное инициативное бюджетирование, безусловно, является одним из эффективных социально-педагогических способов формирования навыков функциональной грамотности, которая и обеспечивает социальную адаптацию ребенка к реальной жизненной ситуации. Детей необходимо включать в качестве участников позитивных изменений прежде всего в учреждении, где они обучаются. То, что будет сделано благодаря идеям ребят, то, к чему они сами будут причастны, будет особенно ценно для них. Третье. В России реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности населения. Она нацелена на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечивает координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом. В Югре разработана дорожная карта по реализации данной стратегии. Программа школьного инициативного бюджетирования – эффективная форма работы, обеспечивающая рост финансовой грамотности детей», – подчеркнул Сергей Косенок, отметив, что имеющийся в России опыт внедрения программы школьного инициативного бюджетирования, участие в ней обучающихся развивает чувство гражданской ответственности, позволяет приобрести навыки поиска идей, планирования, работы в команде, выступления на публике, помогает понять, как формируется бюджет. Такая деятельность в том числе формирует инновационное системное мышление.
«У нас в регионе для развития программы школьного инициативного бюджетирования уже имеется прочный фундамент. Речь идет о Ресурсном центре финансовой грамотности населения, открытом по решению правительства Югры в СурГУ. Уверен, что в Югре обязательно появятся уникальные технологии работы при реализации программы школьного инициативного бюджетирования. Мы регулярно сотрудничаем с педагогами округа, которые щедро делятся своим богатым опытом работы со школьниками. И хорошо знаем, уважаемые коллеги, о вашей заинтересованности и готовности включаться в новые проекты, нацеленные на подготовку обучающихся с активной жизненной позицией, стремящихся к саморазвитию и ответственных за свою семью, школу, свой город и благополучное будущее страны», – резюмировал ректор СурГУ, пожелав всем плодотворной работы.
Автор: Дарья Вейраух
Фото: Ксения Радионова