18
февраля
2019
год
Ученые и студенты — на одном дискуссионном поле
Вторая Межвузовская зимняя психологическая школа РПУ св. Иоанна Богослова, Государственного университета «Дубна», МГУ им. М.В. Ломоносова и СурГУ при поддержке АНО «Научно-практический институт психологии личности» работала с 25 по 27 января в подмосковном наукограде Дубне. Здесь для обмена опытом собрались студенты, преподаватели, учёные и практикующие специалисты.
Открытие школы было приурочено к празднованию Дня российского студенчества: на дружеской встрече студенты и преподаватели знакомились друг с другом и представляли подготовленные заранее постановки.
Следующий день посвятили научным докладам и сообщениям. Первым выступил представитель принимающей стороны доктор психологических наук Вадим Хозиев, который рассказал о новейших исследованиях в области психологии развития и эволюции метода в психологии. А кандидат психологических наук Марина Хозиева представила доклад «Словесное творчество в онтогенезе».
С докладами выступили и наши участники форума. Так, доцент СурГУ кандидат психологических наук Т.В. Вымекаева рассказала о результатах психологического сопровождения часто болеющих детей, которое проводилось по системе «Семейной мягкой школы». Студентка четвёртого курса Анастасия Берестовая в своей работе «Отсутствие ориентировки в родительстве в юношеском возрасте вследствие искажения детского развития» затронула важные психологические аспекты: психологическая готовность к статусу мамы и папы, партнерские роды, родительство и многое другое. А студентка 4 курса Альбина Агадуллина выступила с результатами своего практического исследования «Психологическое сопровождение больных, страдающих артериальной гипертензией».
В рамках доклада были выделены ключевые аспекты теоретической модели формирования психосоматической личности от детства к взрослости.
Завершающей тему новейших исследований в области онтогенеза стала реплика профессора Бориса Братуся о «Психологии развития и развитии психологии». Он также подчеркнул важность различия между форматом конференции и выездной научной школы. На конференции спикеры представляют доклады об устоявшихся явлениях и результатах академических исследований. Школа же рождает «живую науку», становится практической площадкой для экспериментов, высказываний и гипотез, которые затрагивают вопросы инноваций.
На студенческом форуме, прошедшем в формате перекрестного обмена знаниями бакалавры и магистры ведущих вузов страны представили доклады по психологии развития. Елена Подорольская коснулась темы графологии и особенностей почерка у детей и подростков как метода психодиагностики. Екатерина Неретина вопросом о взаимосвязи способа родоразрешения с характером супружеских отношений. (партнерские роды в ракурсе социального и религиозного видения) вызвала оживленную дискуссию. А Ольга Дегтярева на примере детских рисунков рассказала об особенностях воображения младших школьников.
Также доклады представили: Е. Фролова — «Психологическая сущность выученной беспомощности»; А. Ляскович — «Патологическая траектория личностного развития геймера»; Ю. Яровитская — «Особенности переживания первого опыта столкновения со смертью в детстве»; Д. Козырькова — «Динамика развития детей с РАС», Э. Богачук — «О патологическом потенциале мультфильмов для детского развития» и А. Минакова — «Становление и формирование танцевального движения у детей с нарушениями зрения».
Затем для студентов прошли мастер-классы, на которых ведущие психологи и психотерапевты раскрыли некоторые секреты практического консультирования и групповой работы в области детско-родительских отношений. Так, практические психологи, преподаватели РПУ св. Иоанна Богослова Татьяна Климова и Елена Лутковская показали мастер-класс по наглядной работе с родителями детей с признаками трудного поведения.
Второй день Зимней психологической школы завершился просмотром фильма «Место встречи» в рамках дискуссионного киноклуба.
Воскресное утро заключительного дня работы позволило участникам погрузиться в вопросы экзистенциального характера, где приоритетной была духовная парадигма. Презентация книги психолога-консультанта в области паллиативной помощи Аркадия Харьковского «Дитя и болезнь» объясняла важность симбиоза душевной и духовной помощи страдающим детям. А медицинский психолог высшей категории отделения психолого-педагогической помощи Валентина Быкова затронула тему болезни и исцеления, важности надежды и веры в победу над тяжелыми травмами детей.
Кроме того, был организован круглый стол по христианской психологии. Дружеский «шеринг» под предводительством профессора Братуся, посвященный рефлексии полученных знаний, стал финальным аккордом, позволяющим студентам и преподавателям обменяться впечатлениями на одном дискуссионном поле.
Автор: Сергей Ильиных